В 2019 году государство нанесет производителям и продавцам контрафакта сокрушительный удар. В этом ему поможет маркировка различных товаров: от табачных изделий, обуви, духов и туалетной воды до фотокамер, шин и одежды. Список продукции для обязательной маркировки большой, но не окончательный. В 2020 году планируется маркировка лекарств.
Все началось в 2016 году с маркировки меховых изделий. Тогда у предпринимателей возникла масса вопросов о том, что нужно для маркировки товара, какие правила соблюдать, чтобы избежать штрафов и конфискации продукции.
В зависимости от административного нарушения компаниям грозит штраф от 50 000 до 300 000 рублей. Должностные лица и ИП могут быть оштрафованы на 5000 — 10 000 рублей. При реализации не маркированных меховых изделий на общую сумму 2,25 млн. рублей продавцу грозит до трех лет лишения свободы.
Много вопросов по маркировке у производителей и продавцов будет и в этот раз. По крайней мере, у тех, кто стремится соответствовать букве закона. И один из этих вопросов будет звучать так: что делать нам, предпринимателям, с тотальной маркировкой? Ответ прост: заранее к ней подготовиться.
Кратко о маркировке
На каждую единицу товара наносится уникальный код в виде штрих-кода DataMatrix или RFID-метки. При их считывании сканирующими устройствами данные (описание товара, наименование производителя и страны-изготовителя, номер декларации о соответствии и т.д.) по продукции передаются в ГИС «Маркировка». Таким способом, можно контролировать движение товаров от производителя до прилавка. Информация о продажах, помимо ГИС «Маркировка», передается также онлайн-кассами в ФНС.
Что это принесет бизнесу
Радости и слезы. Производители получат возможность в режиме реального времени контролировать географию и объем продаж своих товаров. Это поможет планировать производство, ценообразование, стимулировать спрос при помощи сезонных акций и снизить издержки.
Однако за это придется заплатить. И затраты будут зависеть от размера бизнеса. Но процесс внедрения новой технологии для всех един: нужно приобрести оборудование для маркировки, внедрить его в производственную линию, внести доработки в системе автоматизации на производстве и на складах хранения.
Продавцам для эффективной работы с маркировкой нужно будет вводить партионный учет и адресное хранение. Эти операции можно выполнять с помощью WMS-систем. Они уже используются на многих складах, позволяя сократить количество неликвида до 2-3%, а точность отгрузок увеличить до 98%. Поэтому введение WMS-системы только подтолкнет бизнес к развитию.
Что делать?
Автоматизироваться и установить оборудование для маркировки, чтобы быть готовым к «встрече» с ней. Рекомендуем спланировать процесс так:
1. Назначить ответственного за внедрение маркировки. Это может быть начальник сбытовой службы или ИТ-директор.
2. Расписать все бизнес-процессы, которых коснется маркировка, и проанализировать, как они изменятся после ее внедрения.
3. Выделить бюджет на указанные работы.
4. Закупить оборудование и программное обеспечение, если они еще не используются на предприятии.
5. Составить план-график запуска процессов и назначить ответственных за каждый этап.
Весь процесс внедрения, как правило, занимает от 3 до 6 месяцев у средних и крупных предприятий. Малый бизнес справляется за 1 — 2 месяца. Все зависит от согласованности внутри компании и спроса на услуги специалистов по маркировке. Например, когда был пик внедрения ЕГАИСа, срок ожидания оборудования и свободных специалистов составлял около одного месяца.
Что будет, если все делать в последний момент
Уйма ошибок. Поэтому лучше заранее подготовиться. И главное в этом деле – не забыть про обучение сотрудников. Нужно протестировать систему как минимум за месяц до ее рабочего запуска, проверить, что все сотрудники выполняют операции правильно.
Например, в ЕГАИСе неправильные действия сотрудников зачастую приводили к расхождениям, на устранение которых наши специалисты тратили по 5-10 часов. После этого приходилось переучивать пользователей программы, а это тоже время и ресурсы.
Совет
Рекомендуем производственным и оптовым компаниям готовиться к маркировке за полгода до официального запуска. Несетевой рознице без распределительных складов – минимум за месяц. Это процесс, который нужно запустить один раз и сделать все правильно, тогда маркировка принесет пользу вашему бизнесу, даст возможности для развития, и заодно поможет вам «нокаутировать» производителей и продавцов контрафакта