Детская обувь и маркировка. Новые правила работы не помогут вывести детский сегмент из тени

Через пять месяцев, с 1 июля 2019 года, маркировка обуви станет обязательной для всех компаний, работающих на российском рынке. Событие это неотвратимо приближается, но вопросов к разработчикам новой системы у производителей, оптовиков, дистрибьюторов и розничных продавцов еще немало, и четкие ответы на них пока не получены. Мы продолжаем публиковать мнения участников рынка о подготовке к нововведению. На вопросы о том, как отразится переход на обязательную маркировку на сегменте детской обуви, изменятся ли основные торговые цепочки и каналы сбыта, какие недоработки еще есть в законе, что будет самым сложным в переходный период, отвечает Александр Бородин, управляющий компанией «Мила» – обувь оптом».

Прежде чем найти ответы на поставленные вопросы, давайте разберемся, что явилось основанием для введения обязательной маркировки.

На рынке всегда существовали компании, работающие как по «белым», так и по «серым» схемам. Применяемые ранее для защиты бизнеса инструменты (ГОСТы, ТУ, сертификация) оказались неэффективными. Развитие информационных технологий позволяет промаркировать каждую пару обуви, что, в свою очередь, дает возможность проследить весь путь ее движения по товаропроводящей цепи, в том числе и уплату всех обязательных платежей – пошлин, налогов и сборов. Пары обуви, не обладающие таким паспортом, должны быть изъяты из продажи.

Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы обувь была промаркирована в самом начале товаропроводящей цепи – на производстве. Но сегодня маркировку обуви можно сделать и не на первом этапе, это допускается. Владельцу товара достаточно закупить маркеры на любую партию обуви и приклеить их на индивидуальную упаковку пар. Паспорт обуви при этом заполняется со слов владельца товара. Такой подход позволяет промаркировать не только «белую», но и всю «серую» обувь.

Емкость рынка детской обуви около 150 млн пар в год. При этом в «белую» продается не более 10%. Невозможно, чтобы такой огромный, отлаженный «серый» бизнес-процесс исчез в одночасье. Скорее всего, к существующим схемам «серых» продаж добавится еще покупка маркеров.

Во избежание проблем с законом, производители на этапе производства должны начать маркировку (это фактически присваивание ШК каждому размеру), что само по себе очень полезное явление. Посредники (оптовики, магазины) должны начать сотрудничество только с поставщиками маркированной обуви.

Учитывая преобладание «серых» схем продвижения товара и несовершенство системы маркировки, можно предположить, что никаких существенных изменений в товаропроводящих цепях не произойдет.

Новый закон носит контролирующий, ограничительный, карающий характер. Он направлен на защиту интересов государства и небольшого числа «белых» поставщиков, но никак не защищает интересы потребителей. Более того, его введение однозначно приведет к увеличению цен. Порядок введения нового закона тоже вызывает ряд вопросов. Понятно, что все производители с первого июля 2019 начнут маркировать (штрихкодировать) обувь. Эти действия закономерны и не так уж сложны. Но вот абсолютно не ясно, почему все посредники должны промаркировать свои запасы? Зачем? Вся обувь, выпущенная до 1 июля 2019 года, не маркировалась и не должна маркироваться.

Необходимо дождаться ее естественной продажи в течение 2-3 лет и только потом требовать от посредников обязательного наличия маркировки на старые остатки обуви.

Добавить комментарий