26 апреля 2018 года тысячи пользователей ЕГАИС, продающих пиво, получили через личный кабинет системы письмо одинакового содержания: «Информационное сообщение об учете остатков немаркируемой продукции в ЕГАИС». Суть этого длинного сообщения сводилась к одному предложению: на основании декларационной компании 1 квартала 2018 года выявлено, что в Вашей организации по состоянию на 01.04.2018 зафиксированы остатки немаркируемой алкогольной продукции (пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) в объемах, несоответствующих данным объемных деклараций. По данным системы ЕГАИС остаток продукции составляет – (Х) дал, по данным объемных деклараций – (Y) дал, разница составляет –(X-Y) дал.
Дальше совсем просто: «Росалкогольрегулирование обращает внимание, что указанные расхождения могут свидетельствовать о нарушении порядка ведения учета или декларирования. Данное нарушение предусматривает штрафные санкции в соответствии с КоАП…… Обращаем внимание, что по истечению периода подачи корректирующих деклараций за 1 квартал 2018 года, все имеющиеся расхождения будут направлены для проведения контрольных мероприятий в субъекты Российской Федерации. Росалкогольрегулирование в дальнейшем продолжит проведение аналогичных сверок».
Такое сообщение, полученное 26 апреля, в четверг, да еще и перед длинными майскими праздниками, настроение не улучшало. Тем более, что из него совсем не понятно, что нужно сделать, чтобы не получить тот самый штраф по КоАП 14.17.1, а это от 100 до 150 тыс. рублей. Потому что опытные игроки на рынке прекрасно понимают, что данные о продажах в декларацию и в ЕГАИС должны заноситься по разным алгоритмам и полностью совпасть могут только чудом.
Легкая паника на алкогольном рынке царила до 3 мая, когда стало понятно:
1. ФСРАР разослал такое письмо всем, у кого разница между данными по декларации и по ЕГАИС составила более 100 литров немаркированного алкоголя. Эти 100 литров оставили на погрешность из-за разных методов регистрации продаж.
2. По данным первого квартала никого штрафовать не будут и второй квартал дают на наведение порядка. А вот расхождения в остатках по данным второго квартала сразу превратятся в штрафы.
Легкая паника сменилась глухой тоской.
ФСРАР сумел объединить данные двух различных государственных систем учета алкоголя (декларации и ЕГАИС) и сделал он это только для того, чтобы выявить тех, кто не списывает продажи немаркированного алкоголя в ЕГАИС или делает это некорректно. Механизм декларирования продаж алкоголя работает уже несколько лет, к нему все привыкли. Кроме того, он имеет внутренние алгоритмы сквозной сверки предоставляемых данных между оптовиками и розницей, поэтому подать «левые» данные можно только если договорится со всей цепочкой своих поставщиков, что маловероятно. А вот данные в ЕГАИС раньше было сверять особо не с чем. Как понять, насколько те данные, которые отражены в системе корректны? Это у вас такие большие запасы алкоголя или вы его просто не списываете? Речь идет именно о немаркированном алкоголе, который нельзя отсканировать на кассе – разливное пиво, сидр, медовуха. Такой алкоголь списывают в ручном режиме ежедневно по итогам продаж, но делают это далеко не все.
Для нас эта «спецоперация» ФСРАР стала очередным примером движения государственных органов к системе полностью автоматического контроля за предпринимателями. Различных систем маркировки, электронной отчетности и фискальных документов становится все больше. А вместе с ними появляются и механизмы работы с теми «большими данными», которые в них накапливаются. В части розничной торговли очередным шагом к такой глобальной системе контроля стал Федеральный закон от 31.12.2017 № 487-ФЗ, который вступает в силу с 01.01.19 и позволяет дополнить кассовый чек новым обязательным реквизитом «код товара». Этот реквизит позволит идентифицировать маркированный товар или товарную номенклатуру. В дополнении к распоряжению Правительства от 28 апреля 2018 г. № 792-р, определяющий список товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации и также вступающий в силу с 01.01.19 становится понятно, что уклониться от фискального надзора будет очень сложно. Контроль будет двойной – и со стороны оператора маркировки и со стороны ФНС с его огромной базой фискальных чеков.
Такой ход со стороны государства позволяет решить сложную технологическую проблему, связанную с тем зоопарком «егаисов», «шубаисов», «аптечных егаисов» и разных других «…исов», созданных разными ведомствами за последние годы. Сейчас у нас есть несколько глобальных операторов федеральных государственных информационных систем (ФГИС) и каждый со своими «большими данными» в своих оригинальных форматах. Уникальный идентификатор маркируемого товара (бутылки алкоголя, шубы, пачки сигарет, упаковки лекарств, кроссовок, кольца с бриллиантами и т.д.) будет зафиксирован в кассовом чеке и отправлен в ОФД параллельно с регистрацией в нативном ФГИС. Таким образом глобальная база фискальных документов объединит ведомственные «егаисы» сквозной учетной единицей. Фантазировать об аналитических возможностях такой системы можно бесконечно.
Повышение собираемости разных налогов, акцизов и сборов стало универсальным ответом на все экономические вопросы в нашей стране. С этим можно спорить, не соглашаться, придумывать новые схемы обхода контрольных систем или совсем уходить «в тень». Пока все похоже на то, что правительство собирает какую-то глобальную аналитическую систему для налогового администрирования. Жить станет точнее веселее!