Маркировка табачной продукции в 2019 году. Чего ждать?

Маркировка табака

Зачем нужна маркировка и когда она станет обязательной

Маркировка табачной продукции — нанесение кода на сигареты для обеспечения честного товара: название марки изготовителя, место, дату и время производства. Маркировка наносится на блок из десяти пачек, на каждой из них также есть маркировка, или транспортную упаковку — коробку или даже контейнер.

Пока нет никаких ограничений касательно размеров упаковки и типа тары. Наносится идентификационный номер на нижнюю торцевую или на боковую часть упаковки. На блоки код будет нанесен на любой из боков. Первичный этап тестирования системы идентификации табакосодержащей продукции будет преимущественно добровольным и пройдет в период с 15 января 2018 до 31 декабря 2018 года, но уже с 2019 года маркировка будет отнесена к неотложным требованиям.

Необходимость маркировки табачной продукции

Для отслеживания информации по отдельно взятым единицам продукции будут использоваться специальные номера, сгенерированные специализированным алгоритмом DataMatrix. Их будет выдавать оператор единой системы мониторинга. Номер будет нанесен на товар уже на производственном этапе.

Идентификация позволит вплоть до мельчайших деталей отслеживать движение маркированной продукции от фабрики до непосредственного курильщика. Полностью уникальный номер выдается один раз, его нельзя каким-то образом фальсифицировать или использовать еще раз. На каждом шаге маркировка проверяется, поэтому из локального товарооборота полностью исключается продукция, которая была изготовлена или транспортирована нелегально.

Маркировочный код обязательно включает в себя:

  • Код GTIN — сведения о самом продукте, а также информацию по его перемещению.
  • ИД код, определяющий позицию данного продукта в общем реестре;
  • Криптографический верификационный код, генерируемый ЦРПТ.

Работа маркировки

Изготовитель приобретает предварительно зашифрованные идентификационные коды от Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) и самостоятельно использует их для маркировки продукции. В информационную систему мониторинга оборота табачной продукции (ИС МОТП) отправляются данные о начале пути маркированной продукции.

После этого процесса помеченные продукты могут быть переданы в дистрибьюторские точки оптовой торговли. В первоначальной документации — Товарно-транспортный накладной (ТТН) и универсальном передаточном документе (УПД) — должна быть информация о маркировках, которыми помечена табачная продукция.

Полученные от поставщика сигареты проверяются на предмет совпадений маркировок с данными в единой базе данных. В ИС МОТП отслеживаются любые изменения касательно текущего владельца товара. Когда товар распространяется по отдельным розничным точкам, коды на упаковках сканируются, и данные о них указываются в накладных.

Розничный реализатор принимает товар, а затем тщательно проверяет информацию по указанным кодам идентификации. Далее, в ИС МОТП направляется информация касательно смены текущего владельца. Финальным этапом является передача продукта покупателю, а факт продажи фиксируется. Это приводит к тому, что код выбывает из оборота системы. Отличительной особенностью системы является то, что она подразумевает контроль со стороны общества. Потребители могут сами использовать приложение на мобильном и проверять легитимность покупаемой продукции.

В маркировочном номере содержится большое количество информации касательно продукта, включая дату производства, срок годности, кто его произвел, а также некоторая другая информация. Вся она будет доступна потребителям, если они воспользуются специальным приложением для смартфона и просто отсканируют код. Если что-то вызывает подозрения, можно просто сообщить об этом оператору единой мониторинговой системы.

Поднимется ли цена и как к этому готовиться

Увеличения стоимости не намечается: все без исключения требуемые инструменты для нанесения и считывания кодов уже широко представлены на рынке. Избыточных технических мер не предвидится. Большинству производителей придется инвестировать ничтожные суммы для того, чтобы соблюдать новый закон, а потому оснований для поднятия цен на этой волне нет. Искусственное повышение цен на фоне ажиотажа может наблюдаться, но вряд ли все производители скопом решат двинуть цены вверх.

Что изменится в розничной продаже

Маркирование табачных продуктов с 2018 года подразумевает ряд перемен в розничной торговле. Эти перемены касаются документооборота на розничных точках. Через электронный документооборот накладные должны передаваться и контролироваться. Также необходимо будет сканировать штрихкод каждый раз при приеме новой партии табачных изделий от поставщика, а еще придется обязательно сравнивать данные с указанными требованиями универсальных передаточных документов.

Затем при покупке потребитель должен тоже отсканировать код, чтобы получить информацию о продукте на чеке. Если товар выбыл из оборота, необходимо передать все данные оператору фискальных данных, который обеспечивает передачу фискальной информации в информационную систему мониторинга оборота табачной продукции.

Процедура выглядит несколько замудренной, но в ней всего несколько шагов, а потому значительных изменений на розничном рынке также не предвидится.

Добавить комментарий